Не прошло и месяца, а мой рассказ про тур-1500 тоже готов.
Warning: очень многа букав, не каждый асилит.
Тверская область
Владимирский централ, ветер северный, этапом из Твери…
Именно так и начался первый этап тура – не из Москвы, а из Твери (там, кстати, на удивление много трамваев – в то время как кое-где наоборот рельсы всё снимают, скоро трамваев вообще не останется) и при северном ветре, который дополнялся асфальтом средней паршивости и двумя большими тюками на багажнике общим весом около 10 кг. Переехав через Волгу, потихоньку двинулись в сторону Углича, километров через 15 Андрей чуть поотстал, тогда я поехал помедленнее, но расстояние между нами не сократилось. Тогда я поехал совсем медленно, но теперь оно, кажется, даже увеличилось. Из этого я сделал вывод, что Андрею комфортнее ехать одному, и со скоростью около 17-18 скрылся за горизонтом. День пролетел незаметно, вот одна развилка, вот вторая, вот еще один мост через Волгу, а вот и сумерки – белых ночей тут нет.
Ярославская область
Ближе к ночи я приехал в город Углич. На улицах, особенно в центре, было очень много местной молодежи, все были пьяные и веселые. Возникало желание приобщиться, но до старта 300 оставалось совсем не много часов, увы, так что как-нибудь в другой раз. В гостинице, где я собирался провести первую ночь, мест не оказалось, людей с велосипедами там никто не видел. Приехав в соседнюю гостиницу, я их нашел, но они об этом еще не знали, поскольку крепко спали. Администратор сказала, что они находятся в номерах 102 и 103, и дав ей 400 рублей мимо кассы (а так в наличии к этому моменту уже были только люксовые по 1000), я вполне могу к любому из них подселиться, если они не против. Я поинтересовался фамилиями проживающих, так как не знал всего списка участников, на что она ответила, что и 102, и 103 номера записаны на фамилию Маслова. «Неужели клонирование?», — тихонько пробормотал я себе под нос и пошел наверх. Постучав для начала в 102-й, я в ответ на свой стук услышал Танин голос, она проснулась сразу, но минут 5 не могла сообразить, что происходит и почему стучат в дверь. Мне пришлось даже представиться, после этого стало попроще, Таня сообщила, что в 103-м номере есть некто Володя из Москвы, и хорошо бы мне подселиться к нему. Но Володя оказался более крепким орешком и на громкий продолжительный стук в дверь никак не реагировал, после чего я вернулся в Танин номер. Она сообщила мне, что официальный старт был назначен на 6:30, но они собираются ехать в 5, Андрей Безызвестных не видели и не слышали, а в какой-то третьей гостинице есть еще один московский участник по имени Дима, а Гаврилов подъедет позже, больше никого нет. Я собирался ехать в 7-8 и со спокойной душой заснул. Ближе к пяти Таня с Володей начали завтракать. От этого я проснулся и стал завтракать тоже. Потом они уехали, я еще полчасика повалялся и решил, раз уж так получилось, ехать в искомые 6:30, что и сделал.
* * *
Куда ты, тропинка, меня привела?
При свете дня Углич оказался очень красив, надо будет когда-нибудь сюда вернуться (только в другом формате). Вскоре на равноценной развилке я уверенно выбрал ту дорогу, что левее. Город быстро кончился, дорога пошла вдоль Волги, асфальт был хороший, встречный ветер – слабый, а трафик почти нулевой, чему я мимоходом удивился, но большого значения не придал. Но через 20 км асфальт кончился, дальше, очевидно, была та самая прямая дорога в Рыбинск, которой пока нет, и в ближайшее время вряд ли будет. Достав карту с легендой, я подтвердил свои предположения, а также выяснил, что модифицировать тут никак не получится, и надо возвращаться в Углич, что я и сделал, порадовавшись, что поскольку еду я в обратном направлении, ветер будет попутным. Еще час – и вот я уже снова в Угличе. В 9:00 был дан старт-дубль-два.
* * *
А я ни разу не была в Малинках до этого дня
Проехав пару часов, я увидел ту самую легендарную деревню Малинки – вот уж не рассчитывал, что когда-то здесь окажусь. Это меня изрядно развеселило, после чего я устроил ланч на завалинке, что тоже довольно весело. Через какое-то время я приехал в довольно большое село Новое, где увидел магазин, где как раз надо бы было купить еды на день грядущий. Вход в магазин был довольно узкой дверью, которой предшествовало высокое крылечко. Затаскивать туда велосипед, учитывая тюки, было неуместно, а оставлять на улице стремно, поскольку около входа стояло несколько человек скучающих местных гопников. Тогда я вспомнил, что лучшая защита – это нападение.
– Пацаны, велик-то у меня тут не сп***ят? – спросил я их.
– Да ты чо! – надулись пацаны, и с этого момента можно было иметь уверенность, что они за ним еще и присмотрят. Я купил еды, вышел из магазина и стал ее складывать.
– Откуда едешь-то? – спросил один из гопников.
– От Твери.
– Ни х** себе! – сказал он и, немного подумал, – а куда?
– В Архангельск.
– Ни х** себе, – сказал он уже совсем другим голосом, слегка упавшим.
Город Рыбинск я проехал не останавливаясь, ничего интересного не увидел, еще раз пересек по мосту Волгу, мост в этот раз был длинный, тут уже чувствуется ее мощь. Вечерело, я доехал до города Пошехонье, где первым делом купил пошехонского сыра. Городок оказался очень милый, оттуда я поехал в сторону трассы М8. Дорога была то получше, то похуже и совершенно без машин. Через какое-то время я взглянул на часы и понял, что надо поторапливаться, что в течение последующих нескольких часов и делал.
Вологодская область
Выехав на М8, я подсчитал, что теперь уложусь в контрольное время, даже если посвящу полчаса горячему ужину, горячего я не ел сегодня ни разу. Потом я доехал до Вологды, М8 в этой своей части представляет собой типично вологодское блюдо – асфальт, положенный поверх бетонных плит с большими круглыми ямами до этих самых плит. Но ночной трафик был очень мал, поэтому между ними можно было как угодно лавировать, а вот остальным участникам, которые проезжали тут ранним вечером, наверное пришлось несладко. В Вологду я приехал в 4:56, очень порадовался тому, как точно я все рассчитал, потом позавтракал, проехал еще километров 20, поставил палатку и лег спать. Днем я проснулся и собрался ехать в Кириллов, где на следующий день должен был стартовать третий этап тура – 400. Я вышел из небольшой рощи, пересек небольшое поле, и ближе к шоссе встретил двух мальчиков лет 12-13 верхом на лошадях. Один из них посмотрел на меня и участливо спросил:
– Заблудился, да?
– Да нет, – ответил я, – отдыхал там.
– Дай закурить, – я дал, – а куда ты едешь?
Судя по его виду, он вряд ли знал, где Архангельск, поэтому сказал:
– В Вытегру.
– А чего на велике? – не понял он.
– Так получилось, – ответил я и поехал дальше.
Сто с небольшим км, которые надо было сегодня проехать, были релаксационными, не надо укладываться ни в какое время. Вокруг были поля-холмы, холмы-поля, на такой открытой местности встречный ветер мешает гораздо сильнее, впрочем, пёс с ним. Не доезжая Кириллова километров 10, я встал на ночлег. Времени было уже довольно много, а с утра еще надо было доехать до города, где была забита стрелка с Володей и Димой, а до этого я хотел еще хотя бы поверхностно посмотреть город, в результате лег я около 23, а встал в 5. Приехал в Кириллов, пошлялся там полчасика, и он тоже мне понравился. Круглосуточная АЗС там оказалась без кафе, на что я лелеял робкую надежду, поэтому я остался без утренней чашечки кофе. Подъехал к гостинице, встретил попутчиков, стартовали. Я сразу поехал существенно медленнее них, не катило совершенно.
* * *
Ветер по чистому полю легкой гуляет походкой.
Почему-то все время хотелось спать, хотя 6 часов – это вроде бы не так и мало. Ветер сегодня взбеленился и дул куда сильнее, а вокруг по-прежнему тянулись поля, поэтому скорость, несмотря на хорошее качество покрытия, была низкой. Часам к 11-12 я более или менее ожил. Вскоре я приехал в Липин Бор, где была заправка с отличным кафе. Я как следует пожрал и принялся наверстывать упущенное – в график прохождения виртуальных КП я на тот момент не укладывался – и через какое-то время мне удалось это сделать. Хороший асфальт кончился, а вместо него начался отличный – 100 баллов из 100. Деревень почти не попадалось, леса стало немного больше, к тому же дорога повернула западнее, поэтому ветер стал мешать существенно меньше. Незадолго до Вытегры шоссе вышло на берег Волго-Балтийского канала – краны, баржи и всё такое. Вытегра – городок не такой уж и маленький, поэтому я рассчитывал на горячий ужин. На въезде в город ничего такого не обнаружилось, на выезде, я точно знал, тоже нет, оставалось поискать в центре. Чтобы не терять времени, я спросил у гопников, они ответили что заправки с кафе точно нет, но я могу поехать в какую-то «Лагуну», там дорого, но зато открыто, к тому же кормят хорошо. Найдя по их объяснениям эту «Лагуну», я понял, что это, наверное, самый крутой кабак во всей Вытегре, табличка на двери гласила, что работают они до двух ночи. Внутри меня ждало разочарование – барменша мыла пол и сказала, что они уже не работают, за ней в 12 приедут хозяева (было уже 23:30), а ей еще пол домыть надо. На уговоры она не поддалась, пришлось вместо кафе идти в магазин. Плюс был один – я сэкономил время, что было весьма актуальным – до половины десятого утра мне надо было проехать еще около 180 км, по хорошей, правда, дороге, и встречный ветер ночью должен быть слабее. Отъехав от города я наспех поужинал и по суперасфальту поехал в сторону Карелии. Через пару часов я проехал последнюю деревню Вологодской области – Октябрьский – и тут началось. Дорога пошла все время со слабым уклоном вниз, в болото. Наигладчайший асфальт (еще несколько лет назад тут был зимник), сумерки, прохлада, легкое ощущение какой-то фантасмагории – короче, меня стало зарубать по-страшному. Возникла реальная перспектива не уложиться в искомые 27 часов.
Карелия
Никакие проверенные способы борьбы со сном не помогали, время, остающееся до закрытия финиша, стремительно таяло. В Нигижме я понял, что теперь уже точно не успел, поэтому теперь программа-минимум была добраться до Пудожа и не сдохнуть в процессе. В Пудож я приполз в 7:45, последние минут 40 шел дождь интенсивности чуть ниже средней, настроение было поганое. Но зато я чувствовал себя почти как дома. Дворами я проехал к столовке, которая должна была открыться в 8. Там я основательно поел и накупил пирожков, дождь кончился. От Пудожа в сторону Каргополя шоссе пошло сначала обычное, потом километров 7 грейдер, а потом… А потом снова свежачок – отличное новое шоссе, машин почти нет (одна штука в 20-30 минут) и офигительно красивый (даже по карельским меркам) лес, погода солнечная.
Архангельская область
Асфальт кончился, и я увидел табличку «Архангельская область». Начался грейдер, при том не жесткий с гребенкой, а вязкий с лужами, он ухнул куда-то вниз, и леса тоже не стало – его сменило болото. Я остановился, чтобы «отметить» прибытие в последний регион, по которому проходит тур. На меня тут же налетела туча мошки – до этого ее не было нигде и нисколько. Глядя на дорогу перед собой, я понял, что быстро ехать по ней точно не получится, ну да и фиг с ним, я вроде бы уже не спешу. Поскольку солнышко припекало все сильнее, я значительно уменьшил количество одежды на себе, а также снял шлем и пристегнул его к багажнику. Через несколько минут вокруг потемнело, засверкало, загрохотало, хлынул дождь. Еще несколько минут, и я уже мокрый насквозь. Дорога, которая и до этого не отличалась отсутствием луж, превратилась в бурлящую реку. Еще пара минут – и к дождю прибавился сильный град. «Камни», падающие с неба (хочется написать «размером с куриное яйцо», но правда дороже – всего лишь с голубиное), очень больно били меня по непокрытой голове, хотелось надеть шлем, но остановка в этой ситуации была смерти подобна, поэтому я продолжал двигаться, бормоча себе под нос всякие ругательства. На то, чтобы укрыться, я не рассчитывал, так как ближайшая деревня с автобусной остановкой была, по моим сведениям, километрах в 7-8. За очередным поворотом я вдруг увидел «жигуль» с мурманскими номерами, который стоял у обочины и никуда не ехал – видимо, его хозяин решил переждать грозу. Я остановился около него и спросил, далеко ли еще до деревни. «Километров пять», – ответил мужик. Следующие слова вырвались из меня непроизвольно: «Пусти в машину посидеть, пока дождь поменьше станет». Мужик, доброе сердце, не отказал. Я бросил велосипед на землю и прыгнул к нему на заднее сиденье. Мы с ним поболтали минут десять, за это время дождь кончился, я поблагодарил его и поехал дальше. Вновь светило солнце, но было понятно, что обувь высохнет теперь не скоро. Вскоре плохой грейдер сменился хорошим, и я въехал в деревню Орлово. Магазин в ней оказался одновременно и кафешкой, что было удивительно – деревня маленькая, транзитного трафика я тоже особо не заметил, кто там ест? Поев и придя в себя, я отъехал от деревни буквально на сто метров, поставил палатку и завалился спать. Проспал пятнадцать часов! Проснулся лишь на следующее утро в отличном расположении духа, в деревне попил кофе и поехал в Каргополь. Дорога была грейдер, но какой! Очень гладкий, ни песка, ни камней. На нем совершенно не трясло, а лишь мягко покачивало, как в лодке. Приехав в Каргополь, я вызвонил остальных участников тура, встретился с ними, оттаранил к ним в гостиницу велик, переоделся в цивильное, после чего мы пообедали и пошли смотреть город. Он оказался очень красивым. Масса всякой старины, неплохо сохранившейся к тому же, что связано, видимо, с тем, что Каргополь стоит «на отшибе», будучи, таким образом, неплохо защищенным от разрушительных внешних влияний. Около 9 вечера мы вернулись в гостиницу, еще поели, после чего я забрал велосипед и поехал за город ночевать. Небо ничего дурного своим видом не предвещало, поэтому я, как и в предыдущие разы, поставил только внутреннюю палатку, чтобы утром сэкономить несколько минут на сворачивании тента. Заснуть удалось не сразу – пятнадцать часов сна прошлой ночью не прошли даром. Около двух ночи я проснулся от того, что на голову мне лилась вода. Сверху. Половина вещей уже была мокрой. Пришлось полуголым выскакивать из палатки и накрывать ее полиэтиленом, предназначенным для перевозки велосипеда в поезде, Литься на голову перестало, но по-прежнему, что неудивительно, было сыро. Утром, распихав мокрое барахло по баулам, я поехал в гостиницу на старт, за 300 метров до гостиницы прокололся, дошел пешком, поднялся в номер, поставил запаску, но она почему-то тоже оказалось дырявой. Пока я это понял, пока заклеился, прошло довольно много времени. В результате старт получился на час позже запланированного, было очень неудобно перед попутчиками, ну да что поделаешь. Сфотографировавшись на фоне местного Ленина, мы поехали в сторону Няндомы. Ветер был то боковой, то встречный, но ехалось хорошо, поскольку в компании. Компания поддерживала вполне комфортный для меня темп, забрезжила надежда продержаться с ними как можно дольше, ну а потом уж как-нибудь. Так минуло километров тридцать и тут на ухабчике один из тюков залетел-таки в спицы. С истошным воплем «б***ь!» я оттормозился и стал его оттуда выковыривать, проводив взглядом точки, тающие за горизонтом. Поехал дальше, скорость, естественно, упала. Произведя нехитрые подсчеты, я понял, что так дело не пойдет, и надо принимать какие-то радикальные меры. Поэтому, доехав до Няндомы, я воспользовался хинтом, который мне подкинул Медведь: поехал на почту, достал из багажника ставшие ненавистными палатку и спальник и отправил их посылочкой себе домой. Заполнение квитанций, стояние в очереди и упаковывание стоили мне 350 рублей и час времени, но выгадать я планировал больше. Почтамтские весы сообщили, что ехать мне теперь будет на 5,4 кг легче, что радовало. И действительно, поехалось значительно лучше. К вечеру я добрался до Долматово, где меня ждало кафе и трасса М8. Отужинав, я поехал в направлении Архангельска. Точнее, не совсем поехал: дорога М8 там состоит из ям. Только из ям. Через них постоянно надо прыгать, а поскольку дорога только из этих ям и состоит, передвигаться по ней так и приходилось – прыг-прыг-прыг, как блоха. Так я пропрыгал километров сорок-пятьдесят, и тут наступила ночь. Правда темно так и не стало, зато стало холодно. Очень холодно. Очень-очень. Кроме того, начал сказываться ранний подъем в сочетании с поздним укладыванием накануне – меня стало зарубать. Между тем, места вокруг были не слишком обжитые. Точнее, вообще необжитые – ни дальнобойных кафе-магазинов, где можно было бы подремать в тепле за столиком или хотя бы согреться, ни деревень, ни людей, вообще ничего. Только лес да долина, долина да лес да туман, ветерок – несильный, но встречный, северный, обдающий ледяным арктическим дыханием. Непрекращающиеся ямы вытряхивали всю душу – хоть я и видел немало разбитых дорог, эта не шла с ними ни в какое сравнение. Кстати, с тех пор все дороги Ленобласти кажутся мне очень хорошими (ну или просто хорошими). Это, пожалуй, единственный плюс. Закат плавно перешел в рассвет, стало еще холоднее. Никаких намеков на цивилизацию по-прежнему не было. Карта в ближайшие 40-50 км никаких надежд на ее появление не давала. А ехать между тем стало ну совершенно невозможно. От безвыходности я, увидев кучку бревен, оставленных какими-то лесорубами, нашел в этих бревнах ложбинку, куда можно было лечь и не скатиться, будучи при этом закрытым от ветра, забрался туда, накрылся с прошлой ночи мокрым полиэтиленом и заснул. Через час проснулся от холода. При низкой температуре короткий сон, видимо, не имеет столь живительного действия, сколь при нормальной, поэтому самочувствие мое по-прежнему было так себе. Через силу я попрыгал вперед, медленно, но верно продвигаясь к Архангельску. К 8 часам допрыгал до кафе, где отогрелся. После этого стало значительно легче, огорчало лишь то, что было потеряно много времени. Новый день окончательно вступил в свои права, температура воздуха поднялась, зато ветер усилился. Прыг-прыг, прыг-прыг. Медленно, но верно. Часа в три дня мой апатичный взгляд зацепился за хорошо защищенную от ветра автобусную остановку, там я часок подремал, потом поехал дальше. Около 8 вечера пошел дождь, но мне было уже все равно. Минут через сорок дождь кончился (мне, впрочем, было все равно), и тут температура воздуха вновь начала стремительно падать. А вот это было уже совсем не все равно – у меня было стойкое ощущение, что еще одну ночь, такую же, как прошлая, я не переживу. Поэтому, когда вдали показались огни города Емецка, я понял, что главное в хорошем походе – технично свалить из него, и единственный шанс сделать это будет предоставлен мне как раз в Емецке – оттуда, по идее, должен ходить автобус до Архангельска. Я запрыгал с удвоенным вдохновением, пересек реку Емцу и въехал в город, доехал до небольшой площади с парой магазинов и кафе, где и озаботился эвакуацией. Так-так-так, где тут какие-нибудь что ли гопники? Ага, вот стоит один.
– Братан, где тут у вас автостанция?
– Да вот она, – оказывается мы прямо около нее и стоим, отлично, – а тебе куда надо?
– В Архангельск.
– А в Архангельск последний автобус уже ушел, – а вот это совсем не отлично.
– Как ушел? – тупо переспросил я.
– Так и ушел, теперь только утром, – ответил пацан и, ненадолго задумавшись, сказал, – вон, смотри, тот зеленый автобус только что из Архангельска приехал и разгрузился, он в парк точняк в Архангельск поедет, попробуй с водилой договориться.
Живем! Я подскочил к автобусу, пока он не умотал.
– В Архангельск?
– В Архангельск.
– Довезешь?
– Не вопрос!
Водила принял меня, можно сказать, с распростертыми объятиями – поскольку он ехал в парк, оплата проезда осуществлялась не посредством покупки билета, а посредством передачи соответствующей суммы лично ему наличными. Такая вот неожиданная радость. Он чуть ли не сам пытался затаскивать мой велик в салон, согласился подождать, пока я сбегаю за пирожками, и вот я уже еду, как барин, в пустом автобусе, в тепле, с пирожками… эх, хорошая штука жизнь! Набив брюхо, я задремал, через пару часов проснулся – мы въезжали в Архангельск. Где-то на окраине города наши с водилой дорожки расходились – ему направо в парк, мне налево на вокзал. Я вылез из автобуса и офигел – кажется, начиналась зима. Я прыгнул на велик и, громко стуча зубами (что характерно, в прямом, а не в переносном смысле), поехал на вокзал. Приехал я туда очень удачно – оказывается в Архангельске в полночь все входы-выходы на вокзал перекрываются. Еще 10 минут, и я бы туда не попал, оставшись на улице на морозе. Пришлось бы тогда искать где-то круглосуточный магазин, где продавались бы карточки для телефона, который к тому моменту уже в очередной раз сожрал все деньги, и вызванивать архангелогородских коллег, ища ночлега. На вокзале я купил билет на 9 утра, пошел в зал ожидания и лег спать. Ночью проснулся от холода, нашел кофейный автомат, выпил горячего шоколада и снова лег спать. Когда утром входы-выходы открыли, я вышел на улицу покурить и первым моим желанием было зайти обратно – пронизывающий северный ветер дул еще сильнее, чем накануне. Позже от попутчиков в поезде я узнал, что этой ночью в некоторых районах Архангельской области (в частности, в Няндомском) шел снег.
* * *
Лето чалится, всё кончается, подведу итог: еду я домой, кинув за кормой северо-восток.
Поезд уносил меня домой, ритмично стучали колеса, я лежал на верхней полке и подводил итоги. А итоги получились такие: за восемь дней проехано 1680 километров, из них 1200 – с десятью кг на багажнике и почти все время против ветра. Не бог весть что, но, учитывая довольно высокую степень автономности, не так и мало, и, что немаловажно, очень много впечатлений – напрашиваются всякие слова типа «путешествие», «приключение» и т.п. И вот еще через сутки с небольшим я наконец приехал в свои Териоки… как приятно наконец увидеть лица родных!
|