Финская тысяча.
(простите за то что кое-какие моменты слышатся во второй раз. В Иматре много болтал.
Но как же иначе-то...)
Долго ждал, думал, сейчас все утрясется и эта груда, этот клубок впечатлений распутается в однозначную нить событий в хронологическом порядке. Хе-хе. Что-то совсем не распутывается. Так каша в голове и остается. С другой стороны, что интересного в этом хронологическом порядке. И так понятно что мы вышли из Лодейного поля и двинулись в Олонец, затем в Видлицу и тд до Иматры.
Позвольте мне по-этому выложить впечатления безо всякого порядка, так, как они сами всплывают в памяти.
С самого начала движения по Финляндии ловил себя на том, что смотрю на все с каким-то пристрастием, пытаюсь найти повод тут покритиковать, там покритиковать. Вот же русская натура наша. Обделать все вокруг и себя непременно.
У меня пограничники два раза проверяли документы. Зачем?? Так и не понял. Хотя мысли сразу появлялись.
- У вас есть пропуск в пограничную зону?
- Нет у меня пропуска.
На этом бы и остановиться прапорщику. Тогда еще была б вероятность не зря портатить на меня время. Но он зачем-то спросил, есть ли у меня загранпаспорт с визой. Ясен фиг есть. Я ж за границу собрался. Конечно есть, блин! Так ему и сказал. И главное, говорит, что остальных, всех кто впереди, уже видел, все проверил и разузнал. Так трудно догадаться что ли, что и я туда же еду?! Минут 15 расспрашивал. Ваще, зла не хватает...
Еду дальше. Смотрю, пограничный грузовик стоит и офицеры у кого-то из наших проверяют документы. Помахали и мне чтоб подъехал. Так я познакомился с Иво из Нидерландов. Он с ними еле-еле изъяснялся по-русски. Вот сейчас только подумал, надо было и мне тоже начать на ломаном русском объясняться. Вот была бы хохма. Они б с нами угорели определенно.
В Финляндии нет ни погран зоны, ни полицейских. Так показалось, во всяком случае. За все время так и не увидел ни одного.
Да подмечу, что я попал за границу впервые. Поэтому для меня это было так значительно. Как все, что бывает в первый раз.
Но продолжим критический анализ страны.
Когда едешь по маленькой стране, по Финляндии, откуда-то сразу возникает имперское самосознание. Наверное по-этому покритиковать хотелось. Мол, ну что у вас за хайвей. Вот у нас хайвей – это хайвей. Можно самолет посадить. Если на выбоине шасси не оторвет. Ну, оторвет - так у нас этих самолетов немеренно. А у вас, хайвей – однорядка, как-то это несерьезно. И обочина не 2-х метровая. Что же все так мелко, негде разгуляться. Вот у нас...
Что бросается сразу в глаза. То что никого нет вокруг. Ехали мы давеча с Антоном в Нижний Новгород. Тоже провинция, тоже ночью. Проезжали деревню. И вот что получается:
У нас – праздника никакого нет, но стоит кабачок посереди деревни, все вокруг пьяные, танцуют всю ночь, гулянка у людей капитальная.
У них – национальный праздник, День Ивана Купалы, выходной день в стране. На улицах никого, света в домах нет, ни одного работающего магазина, все как вымерло. Во, отмечают праздники! Неплохо, да?
Как ценитель искусства, не мог не отметить скудость и обнообразие финских пейзажей. Красиво – да, аккуратно и чисто – согласен. Но все так одинаково. И природа красивая. Но как все однообразно. Едешь, по России и сознание не перестает получать свежую пищу. И ничего не повторяется! Вот сгоревшая изба, вот лет 20 назад разрушенный дом, а вот фундамент, а там домище страшный, ангар какой-то... вот сортир, покосившийся влево, а вот сортир, завалившийся вправо. Ничего не повторяется! У них же – и сказать нечего. Дом, дом, сарай, дом, дом, сарай. Все. Аккуратненькие стоят покрашеные. Клонирование какое-то. У нас еще церкви везде, а у них не видел совсем. Может быть в отношении религии это и более продвинутый уровень, но в плане ландшафтного дизайна, конечно, проигрыш.
Очень понравилось, что не обязательно все должны группироваться в деревни, поселки и тп. Очень много одиноко стоящих домов, хозяйств. Едешь, и вот домик стоит у дороги или поодаль. Все хозяйство рядом и вокруг. Пара машин, трактор, детский велосипед, качели. Огни, как всегда, не горят. По-нашему это, кажется, называется «хутор». Но назвать такой домик хутором язык не поворачивается. У меня хутор ассоциируется с глухим забором на вершине холма, все подходы простреливаются...
Да, у них нет заборов. Только изредка попадаются кое-где, и то, в основном, для красоты, не замыкающиеся. У нас же, как известно, перед забором еще и ров часто выкопан. Зачем нам заборы? Как зачем – чтоб не скомуниздили спутниковую тарелку. Вот, к примеру изба, крыша – одно горе, но пока не провалилась, что странно. А к косяку спутниковая тарелка прибита метра полтора в диаметре. А у Финнов ни антенн, ни тарелок. Неужели они и телевизор не смотрят? Правда я несколько антенн все-же видел. Но они аккуратненько были сзади приделаны. Ну куда это годится? Такие вещи надо приделывать только спереди, чтоб все видели какая у меня есть большая тарелка. Ну и соответственно можно судить об остальных достоинствах.
А по движению на дорогах, Финляндия показалась похожей на Кабарду. Да и по природе немного. Машины стараются объехать тебя как можно дальше. По встречной конечно. Причем пару раз им приходилось уворачиваются от едущих в противоположную сторону. Что очень приятно – могут ехать за тобой и терпеливо ждать, когда появится безопасный участок для обгона, вместо того чтобы пролететь в 40 см от тебя. Но нашего человека такое отношение, как известно, портит. Мне, москвичу, даже было как-то дискомфортно. Несколько раз хотелось сказать примерно такое: «Ну притри уже меня и обгоняй, мне привычно, неудобно же задерживать, спешишь наверное. У нас в Москве все спешат». Но к хорошему быстро привыкаешь. И еще, как на Кавказе, дорога иной раз проходит через разрез в скале, оргомные валуны лежат по краям и между ними ростут сосны. Нет разве что только гор до неба по сторонам. И коровы не пасутся на проезжей части. Но и так очень живописно.
На финских дорогах, если только это не хайвей, нет обочины. Иногда начинается сразу небольшой кюветик. Но велосипедисту большого и не надо. Чтобы обуриться. Да и на хайвее обочина 50 см. Ну господа, разве так можно? А представьте, едете вы себе спокойненько. А по встречной – фура. А ее обгоняет другая фура, навстречу вам по вашей же полосе, еще и раскачиваясь, завалится - не завалится... Куда вам деваться – в кюветик прыгать? Нет, без обочины очень опасно. Вы скажете, что в Финляндии не принято чтобы фуры наперегонки гонялись по узкой дороге. Не спорю, но рефлексы-то остались. Едешь в постоянном напряжении, ожидая – а не выскочат ли сейчас две фуры тебе навстречу из-за очередного поворота.
Надо развеять легенду о чистоте дорог в Финляндии. По краям можно найти и пачки от сигарет и бутылки и даже битое стекло. Надо только присмотреться. Все это есть, но мало. Так ведь и Финляндия – маленькая страна, по-сравнению с Россией. И удельный вес мусора на дорогах на душу населения вполне может оказаться сопоставим. Конечно не хочется разувериваться в том что никто вам никогда не бросит под колеса бутылку из проезжающей машины. Но, как мне говорили в Кабарде, – «Свои уроды везде найдутся». Так дай нам Бог чтоб наши и их пути по-возможности не пересекались.
Вся Финляндия, по которой мы проехали, холмистая. Было очень немного ровных участков. Их можно запросто растворить в бесконечных спусках и подъемах. Горки самые разнообразные. Прямые, заворачивающие в сторону, серии из поъемов и спусков. Я их к концу поездки уже просто перестал замечать. Отметил следующую разницу между горками у них и у нас. У нас – ямы. Сначала скатываешься вниз, потом кое-как взбираешься наверх. У них же, по ощущениям, наоборот. Сначала залезаешь на горку – а уже потом скатываешься. Если посмотреть на это явление шире, то можно сказать что у нашего человека соответственный характер. Мы хотим всего и сразу. И на халяву. А потом как-нибудь. А потом приходится рвать одно место, чтоб отхваченный кусочек этого «всего и сразу» заработать по-настоящему и сохранить. У финов же, слышал надо до пенсии работать, чтобы домик приобрести. А там уж «под горку» легко будет. Так что же мы ругаем себя и пытаемся заставить работать, если нас сама природа так воспитует? Но все это лишь беспочвенные гипотезы.
Озера в Финляндии напомнили Селигер. Такая же структура. Но намного богаче и разнообразнее. (А от того как был загажен весь Селигер, где мы проезжали этой весной, я просто в ужасе. Очень приятно что хоть в другом месте панеты есть подобные места, не отмеченные пребыванием лихого российского туриста). У них везде мусорные баки. Хочешь выкинуть какой-нибудь пакет – стоит посмотреть по сторонам и увидишь контейнер для мусора, закрывающийся крышкой. Весь мусор внутри, а не вокруг.
Озера очень красивые. Ночью, еду по дороге между озер. Ветер с воды. И не морозный, как в низине на поле, а теплый. Остановился, спустился к воде, а от нее поднимается теплый-теплый воздух. И вода теплая в озере. И ночь белая, видно рябь до горизонта и притаившиеся сонные яхты у острова. С моста видно пасущихся у берега рыб в воде.
За 6 "ночных" часов встретились только две машины, и те в шестом уже часу.
Очень понравились белые ночи. Завидую Питеру белой завистью. Вернулся в Москву, глянул в окошко – темень, тушь в окне и в небе.
Забрел в спортивный супермаркет. Цены как у нас и дороже. На распродаже ерунда. Услыхал русский язык у вешалки с эмблемой -30%. Сам тоже полазил, с целью ознакомления. В общем, у нас можно найти дешевле. Мотоциклы – 15 тыс евро.
Там, к слову, много людей на мотоциках ездит. Е еще много машин с прицепами для перевозки крупных животных. Такой прицеп в форме прямоугольника, высотой метра под 2 и спереди сужающийся клином. Могу, правда, ошибаться. Но я решил что это для животных, потому что голова лошади на одном была изображена, да и по размеру подходит.
Поле у дороги, посередине столб и ультразвуковой динамик. Чтоб птиц отгонять. Опять лишь догадки, но логично. Были поля с рожью или пшеницей, с клубникой, с луком, и еще с како-то ягодой, забыл.
В одном загоне, справа у дороги, были две красивые лошади. Еще были коровы с рогами формы полумесяца. Домашние животные по дорогам не разгуливают, что удивительно. Видел, специально отметил, коровы паслись в поле рядом с дорогой и там не было забора. Дрессированные может, или все ж чего-то не углядел, веревки какой. Зато везде знаки «дикие животные».
Видел животных: Белок и мышей, передегающих дорогу. Двух лосей, самок. У них не было рогов и были большие рты и большие глаза
.
Еще слышал лосей, скорее всего, – такой хруст веток был, как от крупного животного.
И еще видел маленького лисенка. А он видел меня! Еду. Стоит на краю дороги какой-то зверек. Подъезжаю ближе – лисенок! Рыженький такой, пушистый, ножки длинненькие, мордочка миленикая – как на картинках для детей, только настоящая. Смотрит на меня с удивлением: «Шо це таке катит нипонятно?» Я с ним уже поравнялся он все стоит, смотрит. Дал себя разглядеть как следует. И только когда я уже проехал мимо, он метнулся в одну сторону, в другую, и удрал с дороги. Много-много птиц.
Города маленькие, возникают прямо из леса. Едешь, вот еще лес и сразу город.
В самом конце путешествия накрыл дождь. Сразу стало холодно. Ехал по хайвею и родные фуры с регионами 47, 52 и тд. обдавали меня шквалом брызг из-под колес. А я ехал и декламировал свое восприятие этой ситуации и отношение к подобным природным явлениям, прости Господи. Ну не будем о грустном. Тем более что опубликованы могли бы быть лишь предлоги и союзы... Всего лишь 30 километров оставалось. И что обидно, не хватило всего часа, максимум полутора. Так что прибыл в Иматру подмерзший и в подмоченном настроении. Но увидев ребят, постепенно отошел и согрелся.
Больше всего из рек понравилась маленькая речушка в самом начале, где-то на 15-20м километре. Наверняка это впечатление сложилось из-за утреннего света, смягченного ветками отражающихся в поблескивающей воде елей. Но показалось очень красиво. Как пейзаж из сказки.
Ладога сильно впечатлила. Настоящее море. А по краям дороги такая стильная кампания за соблюдение чистоты. Грань большого валуна срезанная и нарисовано краской: «Не бросай мусор» или что-то в этом духе.
Больше всего запомнился город Joensuu. Там видел станцию ж/д, светофоры, людей. В городе есть университет и много молодежи. В предполуночный час в городе были открыты магазины и кое-где гуляли по улицам люди. Несколько молодых финок, которые были со мной приветливы и объясняли дорогу. От одной из них исходил очень приятный аромат парфюма. Все могут изъясняться по-английски. Акцент немного затрудняет понимание, как и мой словарный запас. Но путь оказывался в итоге верный.
Очень понравился переход границы. Наверное, в самолете, в поезде - это все не то, даже на автобусе. А вот, практически пешком, успеваешь ососнать и прочувствовать, что вот сейчас переходишь границу. По-настоящему! Сам! И все эти таможенные посты. Продвигаясь между ними, постепенно оказываешься в атмоcфере другой страны. Очень хорошо что медленно, нужно же чтоб организм постепенно привык к загранице. А дальше - чужбина, вполне приветливая и гостеприимная. Во всяком случае, в этот раз было имменно так.
Вроде из первостепенного все.
Огромное спасибо Балтийской Звезде за такое открытие Финляндии.