Заполярная! Залимитная.. (с) Нина

Туннельный синдром милостив ко мне – онемели только мизинцы и безымянные пальцы на руках, а указательными я все еще могу тыкать в клавиатуру, так что, добравшись наконец до компа, решил написать сочинение на тему «Кольская тысяча».
Из названия, вынесенного в заголовок, становится понятно, что бревет прошел а) за полярным кругом б) не вполне удачно, если критерием удачности считать попадание в лимит. Но обо всем по порядку.
Когда Петр анонсировал этот бревет, я отнесся к этому с большим воодушевлением. Во-первых, никогда не ездил там бреветы и это должно было быть интересно. Во-вторых, я почти все детство, 13 лет, прожил как раз в тех краях, недалеко от Мурманска, и был рад возможности навестить родные места. Я не особо люблю зимний север, за школьные годы он мне осточертел, но лето в Заполярье – совсем другое дело. Полуночное солнце, бесчисленные сопки, озера, ручьи и реки, морошковые болота, вода и камень... Красота.

В Мурманск я поехал рано утром 7го июня, на машине. Бог сразу послал мне ясный знак – в Сясьстрое машина сломалась, накрылся генератор. До Мурманска оставалось еще примерно 1100 км и без генератора на одном аккумуляторе это проехать, понятно, нереально. Знак я понял, но проигнорировал. Нашел мастера, которого местные величали «Андроид», он на коленке что-то там спаял, и я поехал дальше.
Старт бревета был 9го июня, в 17:30 из аэропорта, находящегося примерно в 30 км от Мурманска. Доехал туда на автобусе. В зале уже были весельчак и балагур Никита из Калуги, а также Нина и Дима. Вскоре к нам присоединился идейный вдохновитель – Петр и мы стартовали. Артем прилетел позднее и догнал нас только в Ревде, на двухсотом км.
Сначала наш путь лежал в Мурманск, на север, по интересной дороге вдоль Туломы и Кольского залива. Погода была прохладная, периодически накрапывал дождь, да и ехать до города приходилось против ветра, но была надежда, что потом развернемся – и помчим по ветру. Петр – большой любитель краеведения, так что поплутали по Мурманску изрядно. Посетили памятник «Алёша» (там был КП1), подержали за ухо кота Семена на Семеновском озере, проехали мимо срезанной рубки с АПЛ «Курск» у памятника морякам-подводникам. В морском пассажирском порту нас встречал некий коллектив мужчин и женщин в национальных костюмах. Мы поразились размаху организационной деятельности Петра, и, хоть он и отрицал свою причастность к этому, мы ему не поверили. Наконец, проехав через какие-то дворы, стали выбираться из города, на Восточную объездную Мурманска. Там был длинный тягун, на котором сразу обозначилась проблема – шоссейная кассета Нины обладала ограниченной совместимостью с местным рельефом. Известно, что Нина – обладатель женского клубного рекорда на 600км, да и Чуйский тракт, довольно таки гористый, проехала с хорошим результатом, то есть девушка сильная, но передаточного отношения на этом бревете ей явно не хватало. Тем не менее она, как и Петр, собирались успеть на поезд, который отходил 12го в 15:30, то есть проехать нужно было менее чем за 69 часов, что на тот момент еще казалось осуществимым. У Петра и Никиты скорость была выше нашей – и они от нас уезжали, но вновь и вновь дожидались, Петя хотел, чтобы мы вместе приехали в Ревду, на секретный КП с пельменями) Изначально планировали туда приехать не позднее 2 ночи, но скорость была совсем на другой результат.
Часов в 11 вечера обратил внимание собравшихся на то, сколько сейчас времени. Для людей, не бывавших летом на таких широтах это бывает откровением – было светло, как днем, за спиной, на севере, сквозь облака порой проглядывало солнце. За все время бревета ни на минуту не включали фары – нет необходимости. Погода менялась каждые 10 минут – то начинался дождь, то прекращался, то показывалась радуга. На деревьях – свежая зелень, листочки еще совсем недавно распустились. В Мурманске видели цветущую черемуху. Для меня в этом году это уже 3я встреча весны)
На сотом км зашли перекусить в кафешку. Вскоре, в Пушном, был КП2. Наконец, съехали с трассы «Кола» и поехали в сторону Ревды. Дорога поначалу была хорошая, но вскоре сильно испортилась. Температура убывала. На минимуме датчик у Димы показал 0.1 градуса. Ближе к Ревде дорога снова стала получше, в отличие от погоды. Шел дождь со снегом. Хотелось уже, наконец, доехать до анонсированных пельменей и кроватей. И поэтому, когда, наконец, подъехали к дому и увидели на стене огромную вывеску «Зае..сь», никто с ней спорить не стал, это было именно то самое чувство. Но удивительно все же, как Петя смог еще и вывеску организовать, находясь за тысячу км от этого места.
В квартире Никита любезно согласился сварить пельмени, а все остальные упали на кровати и вырубились. Спали, наверное, часа 2. Позавтракали пельменями, попили сока. Артем, наконец, настиг нас, тоже позавтракал. Потихоньку собрались и отправились покорять буквенные КП, их в окрестностях Ревды было 2, плюс еще один – Ловозеро, был немного дальше. Выйдя из дома, обнаружил, что вывеска немного не такая, как показалось вчера, а именно – «Эбисс». Не знаю, что это означает, но к началу трудного дня подходил уже такой вариант.

Буквенные КП представляли из себя рудники, первый был заброшенный, а другой действующий. К обоим вели дорожки с хорошим набором. Сверху открывались шикарные вид на заснеженные сопки и голубые озера. После КП Артем разделся до шорт и сандалей на босу ногу, и я понял, что дождя сегодня больше не будет, да и большого холода – тоже.


До сих пор все ехали вместе, но после второго рудника пошло разделение по темпу. В Ловозере еще в последний раз собрались все вместе, в кафе, а после этого разъехались окончательно. Мы с Ниной взяли на себя роль замыкающих. До следующего кафе было более 80 км, а до КП (в Мончегорске) – почти 120. Часть пути нужно было проехать по «Коле». Эти участки не особо нравились, но без них никак. Зато скорость на них, как правило, была повыше. В подъемы на федеральной трассе зачастую было выделено по 2 полосы и одна под гору. Потихоньку добрались до кафе «1285», там сидели Артем и Дима, но они уже собирались уезжать. Ценник был высокий, но кормили вкусно и порции большие. Потрапезничав, поехали дальше. В Мончегорске понравилось, но нам предстоял еще заезд в загадочную Риж-губу, там был очередной буквенный КП, до которого всего 13 км. По дороге вновь объединились с Димой. Пошли хорошие подъемы. Навстречу проехали Петя с Никитой и, чуть позже – Артём. Петр, видя трудности Нины с горами, предложил ей не ездить этот аппендикс, компенсировать его прогоном по более плоскому Терскому берегу. Стало понятно, что впереди какая-то жесть. Но не на ту напали! Нина категорически отвергла Петино предложение, и ринулась штурмовать горки. Да, это были непростые километры! Расстояние небольшое, но на нем несколько довольно крутых подъемов и плохой асфальт. В итоге туда-обратно получилось 20км, полтора часа и почти 500 м набора! После этого аппендикса Дима вновь уехал вперед, а мы поехали затариваться в магазин.
Выезд из города был проложен через промзону, я там никогда раньше не бывал, интересно было проехать. Вновь выехали на «Колу». Во времена моего детства вся местность вокруг Мончегорска была убита выбросами с мончегорских предприятий. Сопки были черные, обугленные, и на них стояли такие же черные остовы деревьев. Сейчас же, уже в течение многих лет, жизнь возвращается в эти места. Сопки стоят зеленые, выросли новые деревья, и уже ничто не напоминает о том апокалиптическом пейзаже. Далее снова, до отворотки на Апатиты, поехали по «Коле». Рельеф продолжал оставаться непростым, даже на федералке. Нина все больше выбивалась из сил, стало приходить понимание, что на поезд успеть будет трудно. А у меня закралось подозрение, что и в лимит можем не уложиться. После отворотки на Апатиты первое время еще были очень бодрые подъемы. Нина сказала, что это самый тяжелый ее бревет. У меня же наоборот было ощущение, что пока все довольно просто, поскольку темп был для меня комфортный, а к горкам я отношусь философски. Пробовал эту философию передать Нине, но, по-моему, не преуспел) Видимо, ее легче воспринимать, когда у тебя 32 зуба на кассете, а не 25. Единственное, что меня немного напрягало – наше отставание от графика. Мы все время были часа на 2 позади «идеального рандоннера», и это отставание если и сокращалось немного, то тут же возвращалось в исходное состояние, стоило нам зайти в магазин или кафе.
В Апатитах переночевали в гостинице, где к тому времени уже спал Артём. Поспали на этот раз часа 3, выехали примерно в 8. Вскоре встретили Петю, едущего в одиночку из Кировска. Уже с утра я почувствовал, что мизинцы на обеих руках онемели. Обычно у меня это происходит ближе к 1000 км, а тут мы проехали всего 475. Понял, что к финишу руки я отобью окончательно, и что с ПБП на этот раз можно попрощаться с чистой совестью – восстановление займет несколько месяцев.
Часа за полтора доехали до следующего КП, в Кировске. К нашему удивлению, к этому времени отметки на КП были только у Петра и Артема, значит Дима и Никита позади. В Кировске красота, Хибины, озера.
Но любоваться некогда – время поджимает. Понимаем, что надо сегодня доехать хотя бы до Умбы. Лейтмотивом этого дня стала фраза «надо заслужить». Кафе, отдых, сон – все надо заслужить хоть сколько-нибудь приличным прогоном. Утром деньги, вечером стулья. Вновь проезжаем Апатиты и выезжаем на «Колу». Возле реки Пиренги остановились в кафешке. Заказали еду, сидим ждем – и вдруг заходит Никита! Оказывается, он долго отдыхал в Кировске, и у него явные проблемы с памперсом. Но ничего, пока в строю, и его скорость гораздо выше нашей.
Далее наш путь лежит в Африканду, через Полярные Зори – город атомщиков. Перегон между Полярными Зорями и Африкандой запомнился изобилием автохамов. Ехать рядом на пустой ровной дороге, с прерывистой разделительной линией, не было никакой возможности – тут же кто-нибудь начинал сигналить. Для таких болтунов, как мы – сущее наказание!
В этот день на Кольский полуостров пришло лето – температура была в районе +20, наконец-то можно было раздеться. Одновременно с теплом появились и комары – что интересно, самое их изобилие было в Полярных Зорях в пятерочке, куда мы заскочили подкрепиться и закупиться.
До Кандалакши, что отрадно, доехали не по Коле, а по старой дороге. В Кандалакше довольно долго тупили. То искали туалет, то зависали в магазине, то отмечались на КП. Возможно, в этот момент для меня было бы правильнее сойти – пальцы на руках уже совсем онемели, я без конца менял хваты, но это не помогало. Но мне это даже в голову тогда не пришло. Впереди были Колвица и Умба, Полярный круг и Терский берег. А Нина была намерена продолжать во что бы то ни стало. В общем, поехали дальше. Вскоре после выезда из Кандалакши есть бодренький такой торчок – сопка Барыня, 200м набора. С неё открываются прекрасные виды на залив. Но приходится потерпеть, градиент хороший.
Следующий буквенный КП после неё – Колвицкие пороги, очень живописное место.

Но подъезд к ним, обозначенный почему-то как эко-тропа, представляет из себя обычную грунтовку, не особо хорошую для шоссейника. Поселфившись с порогами на Колвице, выдвинулись в Умбу. Вообще я уже ездил с Таней по этой дороге, в рамках велопохода, в 20м году, так что мне эта дорога была не особо интересна. К тому же, преодолеть ее предстояло дважды, туда-обратно. Но что поделать – «трек таков, каков он есть, и более никаков». Немного утешало то, что рельефа тут было меньше, отчего теплилась робкая надежда, что поедем немного быстрее. Плюс, по воспоминаниям, асфальт был неплохой, но мы с Таней тогда были на байках, а для шоссейника он оказался не особо подходящим. Вскоре после водопадов он стал очень крупнозернистым, некатящим, местами сильно выщербленным. Но делать нечего, надо ехать, бревет сам себя не проедет. Долго ли, коротко ли, добрались до Умбы. Я к тому времени еще был бодр и весел, но Нина нуждалась в отдыхе. Решили отметиться на КП и завалиться куда-нибудь поспать. Трек по Умбе был очень сложен и запутан. Ориентироваться в навигаторе при пересечении треков не было никакой возможности. К счастью, навигатор Нины показывал направление поворота, так что постепенно мы нашли КП и начали подумывать, куда бы лечь прикорнуть. Думали даже заехать в местную больницу, чтобы там где-нибудь в приемном отделении покемарить, но то, что было на карте обозначено как районная больница, оказалось каким-то заброшенным зданием. Вариант с «обезъянником» в отделении полиции так же оказался каким-то сложным. К счастью, вскоре нашли остановку со скамейкой и завалились там – было утро, но довольно тепло, светило солнце и пригревало. Вскоре сквозь сон я услышал характерный шум и открыл глаза – подъехал Дима. Он сказал, что его все достало, и он дальше не поедет. Тем не менее поехал искать КП, а мы вновь провалились в сон. И снова я услышал характерный шум, подумал, что это Дима уже едет обратно, но, как оказалось потом, это Артем проехал мимо нас. На остановке мы провели меньше часа, надо было двигать дальше, к месту разворота. До финиша оставалось примерно 230 км и 14.5 часов. Казалось бы – ерунда, но мы такую скорость не развивали и до этого момента, а теперь и вовсе на это надежды не было. Вскоре после старта встретили Петра – он уже ехал обратно, удивились, думали, что он уже ближе к финишу. Впоследствии оказалось, что он весь этот перегон от Умбы и до финиша проехал на одной конфете и паре кусочков вяленого мяса, так как магазины еще были закрыты. У меня еды было много, но я не догадался предложить, да и он не спрашивал.
До разворота ехали по ветру, боле-менее бодро. Пофоткались возле знака «Полярный Круг». Встретили Артема. Узнали, что Никите пришлось сойти. Нина мечтала встретить медведя, я же, напротив – мечтал не встретить. В уже упоминавшемся походе с Таней (мало ли, кому интересно -
https://tanma.livejournal.com/92196.html) мы их видели несколько раз, и я не горел желанием встретить старых знакомых. Правда в прошлый раз мы их встречали по ту сторону Варзуги, а по эту – ни одного.
После разворота ветер стал встречным. Навстречу проехал Дима – оказалось, что он все-таки тоже решил проехать весь маршрут. Наконец начался аудах и для меня – стало рубить в сон. Нину тоже периодически накрывало. Иногда шли пешком, потом снова ехали. Декламировали стихи. Вспоминал один из отчетов о ПБП Кати Костюхиной, там была примерно такая фраза – «тогда я поняла, что самое главное в жизни - спать»). Очень удручала необходимость снова ехать более 160 км по недавно проделанному пути, да еще и с плохим асфальтом. Сильно беспокоили пальцы на руках.
В Умбе нас догнал Дима. Я снова поразился треку от Пети – он опять водил нас какими-то закоулками) Однако мы с Ниной проголодались и поехали в кафе и в магазин, а Дима поехал на финиш. Пообедав, облокотились на стол и вырубились на полчасика. Оставался последний перегон до Кандалакши, что-то порядка 110 км. На нем мы снова объединились с Димой, и так и доехали до финиша втроем. В районе Колвицы, когда стало рубить уже всех троих, завалились на мох возле дороги и прекрасно поспали полчасика. Но вот, наконец, снова Барыня. Последний значительный подъем, стремительный спуск – и вот мы накатываем на финиш. Не уложились чуть менее чем на 2 часа, ну что поделаешь, бывает. Набор составил 9 с небольшим тысяч м.
Петя и Артем к тому моменту давно финишировали. На финише нас встретил изрядно хромающий Никита, помог заселиться в гостиницу, он целый день отдыхал – ждал ночной поезд. Поужинали, обмыли – и СПААААТЬ. Так закончилась наша заполярная, залимитная тысяча. Кто поехал – молодец, а кто не – надеюсь, у вас будет шанс исправиться. Север летом – прекрасен и удивителен, крайне рекомендую его познать. Спасибо Петру за маршрут и отдельно – за КП в Ревде. Спасибо участникам за компанию, особенно Нине, с которой проделал весь этот путь, был рад со всеми повидаться, всех обнял) Диме - за эвакуацию в Питер Нины и моего барахла)
Немного критики:
1. Вечерний старт на тысяче – нехорошо, хотя и понятно, для чего это было сделано.
2. Старт из аэропорта, на мой взгляд, не особо удачен. Лучше бы уж от вокзала или от Алёши.
3. Треки по населенным пунктам нужно делать гораздо проще, в этот раз было сложно ориентироваться, особенно в Умбе. Если кто-то хочет объехать достопримы – можно в легенде их отметить, пусть катается)
4. Огромный тудой-сюдой по Терскому берегу не очень зашел. Его бы ограничить где-нибудь в районе Колвицы. Ну или ехать в одну сторону только, причем сразу до Варзуги, например (надеюсь, дотянут туда асфальт все-таки, не так много там оставалось). Тогда нужна оттуда эвакуация какая-то. Ну или наоборот – старт с Варзуги и на север (т.е. развернуть маршрут). Есть еще вариант с Териберкой, который пока тоже упирается в отсутствие асфальта на небольшом участке. Либо с другой стороны – от Никеля, Заполярного.
5. Ну или делать не 1000, а 600, либо совмещенные 1000/600.
Спасибо за внимание)