Особенности национального болотаВсю неделю активно занимался непридумыванием маршрута, оставив всё на последний момент. В пятницу на работе утомился головой, в субботу жара, отдыхал и допиливал ночное видео, в ночь на воскресенье выложил и осознал, что ехать с утра не смогу, потому что не высплюсь и не придумал маршрут. Зато погода нормальная, а к вечеру обещали скинуть вообще ниже 20, что просто идеально. В два часа дня соорудил трек, над идеей долго голову не ломал. Меня давно вымораживала скудость фантазии назывателей речек: куда ни плюнь, всюду Чёрная. В какой-то момент обнаружил, что значительная часть рек Чёрных, встречаемых в разных местах родного юго-запада - это одна и та же река, но также существует Чёрная речка и это, блин, две большие разницы.
Исток реки Чёрной у торфяников Порзоловского болота я понаблюдал два месяца назад, особых сложностей не поимел, но очень хорошо помнил, что это та же самая река, на которой мы люто огребали в 2005 и 2007 уже совсем у другого болота, Таменгонтского... А вдруг случилась магия, всё изменилось в лучшую сторону, и я проеду, как белый человек?!
Чёрную речку я, как выясняется, вообще не знал: до сих пор только пересекал по шоссе или по грунтовке в Таменгонт (где убитая бетонная труба), ехать вдоль не сподобился, это ли не повод попробовать?
Трек вышел на ~60 км старт-финиш в Пениках, плюс до них надо ещё доехать туда-обратно, но асфальтовым доездом решил не увлекаться, подкинулся на машине до Ломоносова.
Проложенный ТРЕК 58 км
От Ломоносова до Пеников добрался стандартно по известному шоссейному полукольцу через Кузнецы, а съехав с Верхней Бронны в Нижнюю, сразу же упёрся в забор животноводческой фермы, пришлось вернуться на шоссе и объезжать. Прикольно попрыгал по засохшей грязи и влился в трек. Путь на юг к Чёрной речке – приятная сухая грунтовка, и даже обилие песка её ничуть не портит. Вдоль речки же косяком пошли лужи, а высота и крутизна обочины потребовала аккуратности на впрыгивание-спрыгивание, впрочем, пока всё тоже без проблем. Разлив Чёрной речки сходил посмотрел, обычное озерцо с лодочной станцией. Сразу за разливом быстро пересёк бетонный завод, правда, дальние ворота обнаружил закрытыми, пришлось лезть с байком через бетонную стенку, что после прошлогодней Испании с колючей проволокой смешно даже упоминать.
Вторую порцию Чёрной речки я получил, проехав немного асфальта до СНТ у Большой Ижоры, чаще всего она виднелась где-то глубоко в овраге, по кромке которого проходила куда более дикая и заросшая, чем прежде, тропа. Зачастую её невозможно было различить в зарослях и пришлось порыскать, но в основном, на удивление, всё ехалось. Эта тропа мне понравилась гораздо больше, чем две недели назад на гору Колокольню (не писал отчёт, только
трек и
видео) – во-первых, сухо, во-вторых, едется, а прыжки - вопрос техники.
Шоссе А120, бетонка вдоль Пульмановского карьера, грейдер на юг, и вот я у карьера Коваши. Лет 15 назад через это место проходила обыкновенная лесная грунтовка, а наличие песчаного карьера я опытным путём обнаружил в феврале, тогда пришлось вернуться. Сейчас я твёрдо решил пересечь его. Съел банан, поехал. Грейдер вскоре закончился, я спустился ”этажом ниже”, на относительно плоскую низину, усыпанную большими булыжниками и иссечённую ручьями. Про песок молчу, карьер, всё понятно. К счастью, часть поверхности оказалась плотнее песка – вероятно, засохшая глина или что-то подобное – в общем, почти всегда удавалось ехать, петляя между камнями и стараясь никуда не нырнуть. Ну и, как всегда, карьер являл собой зрелище какой-то не нашей планеты.
На границе леса перелез две глубокие канавы и сразу поздоровался с речкой Коваши, как со старым приятелем.
Грунтовка вдоль реки в этом месте (и времени) не представляла сложностей, так что моментально добрался до каменного моста и вдоль тех же Ковашей двинул дальше на юг. Этот кусок реки я ездил редко, предпочитая более чистую западную сторону, правда, тогда не избежать одного-двух бродов, но лучше уж проезжабельные броды, чем часами не вылезать из грязи.
После точки слияния трёх рек (Ковашей, Чёрной и Лопухинки: 45 км) наступила река Чёрная, я бы даже сказал, беспросветная... Дороге неуклонно плохело, колеи от квадроциклов, смешавших всю грязь этого леса с Таменгонтским болотом, налились в полную силу. В какой-то момент количество луж перешло в качество, и ехать стало крайне затруднительно, хотя попыток я не оставлял до самого конца. Основная мотивация рвать отсюда поскорее обнаружилась сразу – комары. Стоящего и идущего облепляли и сжирали за пять сек, при езде же ещё оставались слабые шансы отбиться. Помню, в первом легендарном трофи на Коваши в 2005 вдоль Ковашей мы ещё худо-бедно ехали (хотя один сломал петух и ещё двое сломались сами), вдоль Чёрной остались только мы с Федей и в основном пошли (а потом Федя поехал и сломал петух). В этот раз я ничего себе и байку не сломал, хотя из-за конского количества грязи и её неудобоваримой консистенции я то не мог встегнуться, то выстегнуться, и пару раз приложился. Отдельная песня о ёлках: попытки объезда луж и прочих препятствий вырисовывали непростую дилемму: либо ты ныряешь, либо проезжаешь сквозь ёлку или куст с туманными последствиями для всего, что торчит. Мне один раз чуть не порвало нос палкой, регулярно хлестало с оттягом по щекам, чуть не по глазу, покоцало кожу на обеих руках. Шлемом умудрился застрять, чуть не перевернуло. Невероятно, но до 50-го км я осторожничал и сохранял сухими обе ноги. Всё прекрасно понимая про дно наших юго-западных луж, я лишний раз в них не лез, так как до дна можно иногда и не достать.
Но затем мне это надоело и проблема мокрых ног решилась сию же секунду. Дальше поехал уже без комплексов, хотя часто разумнее оказывалось объехать мимо, чтобы не искупаться целиком. Разворачивало, сносило, останавливало, но так по-настоящему ни разу не положило – наверное, скорости не хватало. Иногда байк обоими колёсами застревал в жиже, и требовало немалых усилий вытянуть его на волю. И байк и я быстро приобрели цвет окружающей среды. Из 8 км вдоль реки часть дороги проходила тупо по болоту и всё становилось ещё веселее. Объезды, объезды объездов, вода, бурелом, следы наивных попыток уплотнить дорогу гатью... Первый раз отпил воды на 25-м км (взял грамм 700), но к концу р.Чёрной во фляге осталось в районе стакана.
Когда я выбрался из леса в ур.Мишелово (53 км) и отвернул от реки на север, я решил, что самое страшное позади и (вроде бы, как я запомнил из покатушки 2007 года) впереди только небольшое поле с высокой травой, да как бы и всё. Где там это поле, я так и не понял... В общем, ничего не изменилось: грязь, лужи, комары, вода, вода, вода. Бродили мысли, а не забить ли на этот спецучасток и не доехать ли до Большого Горлово и дальше по шоссе: воды маловато, а пилить ещё и пилить. Но стало жалко бросать всё на полпути и интересно, доеду или нет. Вот чего там точно нельзя делать, так это стоять и размышлять о жизни – комары не дремлют. В какой-то момент к дороге подошла сбоку более приличная дорога и стало можно жить. Как и обещали, к вечеру температура опустилась до комфортных 17 градусов, что не могло не радовать, учитывая заканчивающуюся воду.
Пересёк шоссе А120 (60 км) и неведомая/сложная часть закончилась – дальше я был две недели назад и там точно всё едется на ура. Прикольные скоростные лесные дороги, Таменгонт (63 км) с брусчаткой, мост (68 км) из бетонной трубы и камней через Чёрную речку (привет, давно не виделись!) – в эту сторону ходом проехать не получилось, застревабельно, зато остальное ломится волшебно, и пофиг на песок. В Пениках закончился трек (71 км), я прикидывал, что до машины где-то км 5-6, оказалось 11, и вода, конечно, кончилась.
В Ломоносове какой-то байкер пытался меня обогнать, но выяснилось, что я после всего могу ехать 35, так что у машины оказался быстрее, чем мог в иных обстоятельствах.
Резюмируя, замечу, что Чёрная речка, несмотря на заросли, приятна и проезжабельна, в отличие от своей тёзки реки Чёрной, куда соваться стоит только от полной безысходности.
Карьер Коваши прикольный и на вид и наощупь, в основном едется, но кто-то со мной может не согласиться.
Проложенный ТРЕКЗаписанный ТРЕК strava81.8 км, средняя 14.05, максимальная 51.
достойных выкладывания фоток не обнаружил, смотрите видео, там достойного через край
ВИДЕО на ютуб-канале