Долгая короткая ночьУстраивать ночные покатушки в самую короткую ночь в году в разгар белых ночей – идея странная, но: 1) ночью не жарко, 2) традиция (два года назад начали, понравилось, надо продолжать). Проведём и другие, когда стемнеет по-настоящему. А в Орехово меня тянет с тех пор, как моя первая в жизни лесная покатушка случилась именно там в страшно далёком 2003-м году. В тот раз выехали вечером чисто прокатиться пару часов до темноты, не взяли еды-воды-фонарей-компаса, ну вы поняли. И, как нетрудно догадаться, забурились х.з. куда и катались отнюдь не пару часов, в ночь, ни разу не белую. С тех пор меня и накрыло.
Маршрут выдумал во вторник, никуда до субботы не вывешивал, пригласил несколько человек, почти все отвалились, кто-то поехал в свою ночную, а Сергей sergio_vo, например, всю дурь отдал утром на шоссе. Так что поехали вдвоём с Федей Fed80, которому приходится реанимировать форму после 2.5-месячного отсто... застоя. Классика.
Из-за неведомой, но модной хероты, пришлось на место добираться по отдельности, что тоже стало в этом году традицией. На старте в объявленный момент никого не обнаружили (и хотя одновременно прибыла электричка из города, о которой я не знал, не стали проверять, есть кто с неё или нет), в 22:03 погнали. Федя буквально накануне собрал свой боевой Santa Cruz, который выкатывает только по самым большим праздникам, и мы попытались этот праздник устроить. Вначале даже получалось, бодряком просвистели кучу ореховских озёр с толпами отдыхающих, скатывались с крутоватых на первый взгляд склонов, скакали по корням, светло, как днём, быстро и безопасно (если не считать, что моя новая самодельная грипса всё время проворачивалась и уезжала в сторону). Навигатор предсказывал, что с такой средней мы финишируем ещё до 2 часов ночи. Ха-ха! И хотя первые несколько грязных луж попались ещё вдоль ж/д, не придали им значения, благо они объезжались по тропинкам сбоку. Ведь дальше же Орехово, песок, откуда там вода, правильно?
За километр до Песков после спуска проехали по узкому пешеходному мосту через р.Кожицу, который я сразу вспомнил – на глазах у слегка прибалдевшего меня Федя проехал его в декабре 2018 на летней резине. Мост с одной хилой перилой, тогда обледеневший, речка без намёков на лёд и -6. Сейчас проехали без особого трепета, хотя уже заметно стемнело. Перед Песками ждал ещё один сюрприз – мостки через болото, я о них совсем забыл. Около 100 метров длиной, 3 доски, из которых одна иногда сломана и валяется отдельно, то и дело торчащие гвозди, и даже если все доски на месте, иногда в щель между ними легко пролезало колесо. И болото кругом. Правый ботинок намочил уже там. После Песков под усиливающийся ”зыбучий” песок проехали ещё несколько озёр с толпами туристов, и наконец повернули в кусты. Поворот визуально почти не читался, тропинка когда-то несомненно существовала, но намёков на это осталось не так много, зато плотно наросло ёлок выше руля, к счастью, пока достаточно мягких и доступных уговорам проехать насквозь. Чем мы и занимались последующие километра два, изредка спешиваясь в особо брутальных спецучастках. И да, песка стало ещё больше. Глаза отказывались верить в проезжабельность всего этого ёлочно-кустового беспредела с накиданными брёвнами, но против факта не попрёшь. Обогнули поверху шикарный котлован, будто от ядрёной бомбы. А солнце давно зашло, и сфотать ландшафт адекватно стало малореально, хотя глазами ещё что-то можно было разглядеть. Федя жаловался на низкую каретку своего байка, да и тройник со звездой 42 зуба явно не добавлял уверенности в прыжках, но он отлично справлялся. В какой-то момент выехали на простую дорогу и направились к Алискам (кто бы это ни был – мы видели только пару коров), 18 км от старта. Ехали, болтали по пути.
Повернули на восток и оказались перед большой водой. Нет, пока ещё не Ладога, просто лужи, но в темноте чего не привидится? Вопрос с мокрым правым ботинком я, как уже писал, решил заранее, а здесь решил вопрос с мокрым всем до колен, а заодно и стилем дальнейшего передвижения. Обходить лужи-моря (а они всё не кончались) показалось неэффективным, и постепенно подобный стиль принял и Федя. Из-за водных процедур байки густо закидало песком, но песок, к счастью, не глина, отряхнул и ок. Дно иногда заметно ныряло, но никто из нас так и не нырнул за ним. Как только вода доходила до колена, мы вовремя понимали намёк и обходили засаду поверху, но это редко. Что главное – вода казалась довольно тёплой, и только процесс высыхания ощущался прохладным, так что проще было “не просыхать”. Туман над мегалужами, обычный атрибут ночных заездов, также оказался тёплым, но то и дело мы попадали в полосы холодного воздуха или ветра, и я даже жалел, что поехал в коротких перчатках. Так продолжалось до самого конца.
Оказавшись на грейдере, замечательно втопили и телепортировались к повороту на мост через р.Вьюн. Вероятно, я перебудил всех отдыхающих рёвом своих тормозов. Этот бревенчатый пешеходный мост я переезжал на байке уже дважды, но сейчас он выглядит совсем иначе – перил нет, полотно моста вздыбилось горбом (второй его половины не видно и, например, её могло не оказаться
) и поимело боковой уклон градусов 20, в результате прошли его пешком, прощупывая доски и ежесекундно предполагая сплав по Вьюну с байками, что в полночь выглядело бы наиболее эпично, но обошлось. Пересекли обильно удобренное, но высохшее, поле по гов... гипотенузе и двинули на север, и в принципе до Ладоги без приключений. В Пятиречье быстро перекусили, отбиваясь от мошек, подготовили фары, надели фонарики, пора. Наступали полтора часа условной темноты. В полях всё идеально видно, освещение не нужно, но когда заезжаешь в лес, на контрасте выглядит темно, опять же лужи и ямы никуда не делись, да и скорость терять не хотелось. В полях плотно квакало.
К маяку на мысе Банный в Ладоге ведёт каменная насыпь, как выясняется, называемая словом ”мол”. До начала мола пришлось объехать по бетонке странную огороженную территорию (wikimapia говорит, "самозахват"), но вот мы на месте. На маяк я забирался 4 года назад ДНЁМ, но тогда ехать по молу мне казалось нездоровой идеей, и я прошёл пешком. Ночью же, в “лёгком ночном неадеквате” и темноте идея проехать мне как раз показалась заманчивой, что я и проделал, а вдохновившись примером, и Федя. Камни, из которых мол состоит, исключительно колдобистые и неплотно прилегают друг к другу, щели встречаются самых разных размеров, попадаются и совсем уже откровенные ямы, куда попадать не стоит от слова нафиг-нафиг. Сфотографировать себя, маяк и насыпь получилось весьма условно, потому что ночь, конечно, белая, но в час ночи это в глаза уже не бросается. Ветра и волнения на Ладоге хватило, чтобы непосредственно перед маяком волны регулярно перехлёстывали мол, что решило вопрос с маяком: мы повернули назад. В море как-то не тянуло. На обратном пути к берегу я совсем оборзел в эквилибристике, посчитав себя, вероятно, неуязвимым, и брякнулся набок, не сумев выстегнуться. Что с моими чудо-педалями XTR, к сожалению, иногда случается. Впрочем, ничем не пострадал. 40 км, впереди ещё 50.
Дальнейший путь вдоль берега Ладоги (на север и потом на запад) запомнился вынужденным объездом какого-то рыбачьего посёлка, ерунда, но главное - дичайшим количеством рыхлого глубокого песка, впрочем, не вызвавшего у меня никаких затруднений. Сам удивился. Федя же пошёл пешком, приходилось его ждать. То ли он перестарался с давлением покрышек, то ли поставил слишком узкие, то ли не надо делать пауз на всю весну.
Отвернули от берега в сторону Запорожского и снова здравствуйте – давно не видели болота, к слову, никак не обозначенного на картах. И не одно, а по болоту за каждым холмом.
В Запорожском (54 км) нас сопровождала не сильно злобная собака, бежавшая где-то 36 км/ч, а когда мы развернулись, пропустив поворот, потеряла интерес.
Светало. Километру к 60-му количество и качество кросс-кантри снова пошло вверх, всё время градиент, промоины, часто гати и песок, всё больше песка. Грязи тоже хватало. Техничность грязевых участков зашкаливала особенно, прыжки в попытках не убраться и не нырнуть, неочевидные тесты на проезжабельность и так далее. Естественно, всё это на фоне зарубания сном. Стало понятно, что плановые 6 часов (т.е. финиш в 4) нам не светят, минимум на час больше.
На 65-м километре “лёгкий ночной неадекват” проявился в кратковременном затмении разума. После участка ”пляжного” песка, снова расстроившего Федю, я узрел на треке резкий поворот направо и повернул, обратив, правда, внимание, что дорога следует треку не вполне буквально. Проехав 600 метров, я снова посмотрел на навигатор и вижу, что трек отчётливо правее, чем мы, и надо что-то решать. Прошли 100 метров по лесу к треку, повернули налево, поехали... и навигатор показал растущее расстояние до финиша! Как это?! Развернулись, и тут до нас дошло, что мы описали полный круг и едем по своим следам. И что характерно, всё по тому же столь полюбившемуся Федей песчаному участку. Оказывается, на местности было два одинаковых поворота, и я немного поторопился.
В холм южнее Замостья (на wikimapia ”Холм 90 м”, 68-й км, 25 до конца) забрались уже заметно запыхавшись, и не считая полей, кросс-кантри продолжило крепчать, а нас начало коматозить.
Не вдаваясь сильно в детали, Щучье озеро объехали почти без пешки, хотя после пересечения очередного ручья, казалось, дорога ушла с концами, песчаные склоны всё так же хороши. Ветреное озеро вызвало ещё меньше проблем, хотя спать уже хотелось адово, а неоднократные броды не особо приближали финиш. Само озеро накрыто глобальным туманом, полностью спрятавшим мир в одном направлении. Глаза говорили, что дальше ближайших деревьев и короткой полоски воды в мире нет ничего. Покричали, послушали эхо. К счастью, никто в ответ не крикнул, что о нас думает.
Затейливые дороги с рельефом и прочими песчаными радостями продолжались до самого финишного грейдера, но оставалось уже не так много, только доехать, и мы доехали в 5:23 утра.
Видели много ночной красоты, помёрзли, вымокли, поскакали по камням и брёвнам, поогребали в болотах и песках, попродирались через ёлки с кустами и через целину полей, позаезжали в горки и посъезжали, погонялись по нормальным дорогам и по ненормальным тоже.
Респект Феде за решение поехать, за выносливость и компанию.
94 км, средняя 14.3, максимальная 35.5.
Проложенный ТРЕКЗаписанный ТРЕКstravaФОТКИ
ВИДЕО на ютуб-канале