Мягкая жестьЭкстремально тёплая и почти бесснежная зима этого года позволила попробовать проехать нечто сложное уже в марте. Мечтать не вредно, вопрос в осуществимости задуманного. На субботу выдалась почти летняя погода с +7 градусами в середине дня, и это давало шансы, что броды не станут помехой и на погружения можно вообще не обращать внимания.
По анонсу, как всегда, никто не приехал, но в переписке договорились с Никитой n1ko (Нико), добирались до старта по отдельности на машинах. Стартовали в 11:15 после небольшого фальстарта с возвращением, когда я забыл сунуть телефон в защитный пакет (насколько глубоко придётся нырять, заранее угадать сложно). Этот кусок из трека вырезал.
Что из себя будет представлять дорога, стало ясно уже километре на 4-м. У нас на юго-западе Ленобласти другая климатическая зона: весной всё намного раньше происходит. У нас давно всё высохло и проезжабельно без проблем, о зиме ничто не напоминает. На Карельском же в районе Каннельярви явно не тот случай... По пути рассказал Никите, что сегодняшняя покатуха напомнила, как в середине февраля в Орехово мы нарвались на постоянно проваливающийся срывающийся наст, и как он выбешивал. Сегодня грунтовки выглядели почти как летом, но ежесекундно проваливались, верхний казалось бы сухой слой оказывался грязевой плёнкой, которая срывалась, заносила и вела себя отвратительно. Как наст. В общем, родился новый термин: “говнаст”. Это не про плохого гимнаста и не про нехорошего человека в принципе, это про дорогу.
Лучше не скажешь. Сколько сил отнимало передвижение по подобному покрытию, приличными словами не описать.
Я только накануне переобул всю резину на летнюю и ещё не успел привыкнуть к тому, что переднее колесо на мокром не держит, о чём дорога быстро мне намекнула двумя падениями в течение пары километров. Но дальше я сориентировался (и подспустил переднее) и больше не валялся. В тенистых участках многие лужи/моря оказались подо льдом (!) и лёд довольно часто держал! К счастью, уже почти не скользкий. На юго-западе такого льда уже месяц не видели. “Говнаст” внезапно перемежался участками песка или простыми лесными дорожками с хрустящими ветками, и так всё время, так как петель на треке я наворотил предостаточно. Мы несколько раз выскакивали на один и тот же газопровод и либо пересекали, либо ехали по нему. А он, мало того, что весь в глубоком песке, так ещё и рельефный как не знаю что. И броды на нём весёлые. Также попадались недлинные гати, но на больших колёсах они вполне терпимы.
Лужи, броды и прочие засады старались объезжать по обочине или по лесу, где, несмотря на кочки и бурелом, бывало плотнее и приятнее, чем на дороге. Мне в глаз душевно заехало ёлкой: дома обнаружил несколько ссадин. Нико тоже влетал в дерево, но кажется без последствий. Он громко радовался езде не на станке на балконе, хотя мягкое покрытие дорог обламывало и его.
В отличие от покатушки в августе, он поехал на байке, что не могло не сказаться на его проходимости в лучшую сторону. По физухе Нико, конечно, гораздо прокачаннее меня, что я остро ощутил уже километре на 15-м, когда понял, что держать с ним одну скорость значит упороться в ноль раньше времени, а ехать ещё дохрена и больше и самое сложное впереди. Перекусы ненадолго спасали, но усталость накапливалась, конечно. Я планировал съесть банан на вершине Лысой горы, но пришлось км на 10 раньше.
На 20-м км, пока ехали по просеке, я почувствовал, что байк вихляется сильнее обычного, и конечно, причиной оказался прокол задней камеры. Нефиговая дыра и в камере и в покрышке, но заклеилось нормально, хотя ковырялся я долго (всё в песке и грязи, помыть особо негде).
Известный овраг мы объехали, увидев его издали с обеих сторон.
У Гладышевского озера синхронно влетели в прекрасный брод через ручей, дно которого нащупать не смогли. Нико убрался, уйдя в песок левой ногой выше колена, мне повезло чуть больше: меня мягко тормознуло, а ноги и так уже пару часов как вымокли, пофигу. Поржали, поехали дальше.
Вскоре заехали в песчаный карьер под Семиозерьем. В начале 90-х он представлял из себя голую пустыню до горизонта, но поверьте, песка там хватает и сейчас... Чёрт, как же его там много! Под рёв нарезающих круги мотоциклистов, мы колупались в карьере в поисках трека и проезжабельности. Да, дороги на карьере, конечно, ни с какой картой не совпадали, да и какие могут быть дороги в гектарах песка с ёлками? Временами надолго теряли друг друга из виду, вначале я ещё пытался придерживаться трека, но потом тоже плюнул.
Перелезал даже какой-то мегавертикальный холм по кустам с байком на плече, полный треш. Дно карьера – рыхлый полностью просохший песок – вот бы все грунтовки так просохли, но хрен там! Проезжабельность сильно зависела от уклона – вниз лёгкий бобслей, по горизонтали жить можно, вверх почти анриал. Застревабельно. В общем, что-то приблизительное проехали.
И началось Семиозерье. Я ещё в школьное время исходил там всё пешком, знал местечковые названия всех примерно 12 озёр и все тропинки. На сей раз постарался навернуть на треке побольше петель, не учёл только, что доберусь туда в состоянии уже не первой свежести. Когда Нико предложил заделать крючок по кромке глубокого карьера, согласился не без внутренней борьбы.
Заехали, съехали. Рельеф Семиозерья – это что-то с чем-то. Примерно как в Орехово, но почти без песка, а корней как на тропе Хо Ши Мина... Проехали мимо 8 озёр, и каждое в своей котловине, да и без озёр оврагов там немеряно. Нико иногда срывался поездить по холмам мимо трека, а мне и трека в принципе хватало.
В Полянах пересекли шоссе и после невнятных сараев сразу попёрлись в гору. В Лысую гору. С этой стороны я на неё ещё не залезал. Большое упущение! Никита, конечно, сразу уехал, а я чуть не сдох. Технически подъём простой – тропа по траве, земля плотная, знай себе ломи. Но есть ньюанс: уклон всё время меняется, временами заставляя выставить нижнюю передачу и её зачастую заметно не хватает, сцепление тоже на грани. Останавливаться нельзя: не стартуешь. В итоге перепад 71 метр за 600 метров пути не кажется чем-то экстремальным, но фишка именно в неравномерности. Под конец в траве возникли кочки, и задача немного усложнилась, но нам обоим удалось заехать одним куском, что не может не радовать.
На вершине я сполз с байка и полежал на травке пару минут, глядя в бездонное небо Аустерлица.
Середина маршрута.
Похолодало.
Спуск с Лысой горы –
там, где мы с Федей заезжали в сентябре 2018 и он совсем другой. Может быть даже технически сложнее из-за обилия камней и сыпучих промоин (да и градиент местами более чем...). Нико начал спуск первым и сразу поехал не по дороге, а по холмистой боковине и наверное здорово развлёкся. Я по основной дороге его догнал, но в нижней части склона стало вязко и я, конечно, застрял. Низ склона сейчас почти болото.
Затем случился ещё один подъём, уже не такой брутальный. Но мне хватало, и поедание еды перестало спасать.
Граница полигонов достаточно условная, но для нас она ознаменовалась триумфальным возвращением ”говнаста”. Все эти полигонные грейдера предстали жижей самой поганой консистенции, проезжабельность просто неописуемая. Ну, Нико ехал даже там, а я уже передвигался достаточно тухло. Ежеминутно застревая по втулку, как-то продвигались вперёд. В один прекрасный момент я взглянул на солнце и понял, что дело близится к закату – не то, чтобы вот прямо сейчас, но всего через полтора часа, а ехать ещё километров 20 и фонарей у нас нет. Надо рвать. И ладно, если бы мы ехали, но с дорогами стало твориться что-то жуткое, пошли броды-канавы и внезапные буреломы, всё как надо. По плану нам предстояло объехать с севера оз.Грачиное и затем оз.Большое Краснопёрское, но уже перед Грачиным мы тупо потеряли дорогу в адовом беспределе и решили поискать её ближе к озеру. Дорога нашлась. Сообразили, что если всё пойдёт, как шло, мы со свистом вылетаем из светового дня, а колупаться здесь в темноте ну вообще не вдохновляет. Вдобавок у обоих кончалась вода. При ломёжке с постоянным застреванием это случается. Решили оз.Большое Краснопёрское объехать с другой стороны, если существует обозначенный пунктир и два моста.
На удивление, пунктир и мосты оказались в порядке.
Прямая грунтовка (а их таких три) между оз.Большим Краснопёрским и ст.Заходское вначале выглядела цивильно, но перед станцией упёрлась в болото Малое Заходское. Спасибо, что малое! Трек прокладывался по средней из трёх дорог, мы же выбрали самую правую и огребли болото по полной программе. На наше счастье оно оказалось частично замёрзшим, но не везде. Нико умотал вперёд, а мне было уже практически по барабану, я ехал по щиколотку в воде с плавающим льдом, а когда застревал, шёл по ней же. У станции встретились, а магазин, говорят, закрылся в пять. Ехать ещё 9 км. Спасибо Нико, отлил мне пару глотков тоника (изначально у него была фляга и термос), и за полчаса до заката мы двинули на финиш. Решили скипнуть небольшой крюк с мостом через р.Серебристую, выиграли 1.2 км, но например, на навигаторе Нико этой дороги нет, а на моём навигаторе концовка пропадала в поле. Некая интрига и как всегда вовремя.
Дороги-то оказались на месте, только воды на них - моря подо льдом и лёд проламывался. А на последние два км перед асфальтом вернулась та мягкая грязевая жесть, по которой мы точно не соскучились. Глина... Колёса наматывали эту дрянь килограммами, еле пролезали и не крутились. Но проехали и это. За пять минут до финиша у меня вырубился гармин, ниасилив 8.5 часов на полной подсветке (зря я так с ним), но это уже не имело никакого значения... Короткий бросок по шоссе и мы на финише в 19:45, сразу после заката.
С одеждой, считаю, угадал: ехал в длинном летнем и летних же ботах на полной вентиляции. Перчатки чуть теплее и это тоже грамотно.
Что могу сказать, упоролся я прямо до полной радости... Для марта перебор. Нико, конечно, респект!
68 км, средняя 10.23, максимальная 46.3.
Проложенный ТРЕКЗаписанный ТРЕКФОТКИ
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки. Вы знаете, что делать, кого я учу?
ВИДЕО на ютуб-канале
ВИДЕО на яндексе (можно смотреть или скачать)