Маршрут я придумывал “на отвали” за два дня до покатушки: было, чем развлечься на неделе, а мыслей в голове не было. В Орехово/Сосново не катал с ноября, что там со снегом и прочей обстановкой, представлял достаточно смутно. Последние две покатухи (1 и 8 февраля) показали, что само наличие снега ещё не повод не ехать. Только что выпавший, даже в значительных количествах, рыхлый снег вполне проезжабелен. А в этот раз (15-го) случилось нечто иное: после снегопадов несколько дней стоял плюс и шли дожди, а затем ударил небольшой мороз. Я рассуждал так, что, наверное, бОльшую часть снега смыло, а грязь и вода замёрзли и проблем не вызовут.
Словами трек описывать бесполезно, населённых пунктов по пути почти не попадалось: всё творилось между Сосново, Орехово и болотом Неодолимым, наличествовал также многократно закрученный кусок к юго-востоку от Снегирёвки по чрезвычайно рельефному пятачку, напоминающий раковину улитки. Предположил, что тащиться мы будем со скоростью улиток, и название напросилось само. Более глубоких ассоциаций с романом Стругацких не закладывал.
Кидал анонс, но надежд не питал, поехали с Федей, которого забросил туда по пути. Я на обеих шиповках, товарищ – передняя узкая шиповка с гибрида, задняя – широкая летняя покрышка. Ночной мороз сошёл на нет, на старте было -1, днём уже обещали +1. Стартовали в 10:02. Через 200 метров я понял, что забыл включить GPS. Исправил это.
Первый коротенький участок грунта (3-й км) оказался сплошь льдом, но мы пролетели его так быстро, что говорить не о чем. Вскоре мы заехали в лес, и километра с 6-го осознали, что сегодня представляет из себя снег. Нет, совсем не лёд, не сугроб и не рассыпчатый пух из недавних покатушек. Короче, наст. Естественно, при этой температуре он не держал и покрышки 100% времени “резали шнягу до руды”, создавая просто чудовищное сопротивление. И было снега совсем мало – буквально сантиметра 3-4 – но как же он, гад, мешал! Поехалось в основном 5-10 км/ч, а треск стоял, как перфоратором или бормашиной под ухом. Звук преследовал нас весь день, оглушал и выбешивал. Главное – выглядело, как будто снега почти нет, вот трава повсюду торчит, а не едется. В подъёмы всё, конечно, усугублялось. Со спусков также приходилось вкручивать, чтобы не упасть, 10-15 км/ч.
В короткие участки бесснежия возникало чувство глухоты – настолько тихо вдруг становилось. Я прикинул, что если так пойдёт, мы не то что до темноты, мы за сегодня не успеем. Интересно, что совсем уж глухой и беспросветной пешки нигде не получилось, всё ехалось, за исключением пары совсем уж нереальных подъёмов, где нижней передачи и сцепления колёс не хватало в несколько раз. Силовое педалирование, как оно есть. Учитывая, что ни по горизонтали, ни на спусках, отдохнуть не удавалось, это стало напоминать апхилл в гору километра так 2.5 высотой, как у меня в том году в Испании. На 8-м километре я осознал, что забыл переключить камеру с ночного режима – т.е. включить стабилизацию и 60 fps.
Так что первые километры на видео придётся в основном выкинуть, а то выпадут глаза.
На 11-м км началась ”улитка”. Не обращая даже внимание на то, сколько кусков трека вдруг нарисовал навигатор на одном экране, всё сразу стало ясно по рельефу. Он попёр вверх. И вниз. И опять вверх. И так бесчисленное количество раз. Я малость перекачал покрышки, о чём пожалел, но спускать поленился. Срывало заднее, конечно, но ничего такого. У Феди передняя узкая покрышка работала как тонкое сверло, а задняя видимо расширяла колею. Я два раза заявлял, что всё, улитка закончилась, и оба раза был не прав. Обсудили, кому бы из наших знакомых здесь понравилось и почему.
Встёгиваться у меня стало не очень хорошо, но справлялся. Жарко. К 17-18-му километру количество энергии в моём организме встало в резкое противоречие с необходимыми усилиями, и Федя выехал вперёд, что оказалось даже весьма удобно, так как можно ехать по проломленному насту, а он мягче. Навигатор в эту покатушку был только у меня. Отвлекаться на подробности трека стало всё сложнее, к тому же я еду вторым, и мы пропустили поворот. Съехали с небольшого холма, уже на 100 метров мимо. Вернулись (забрались на холм), нашли поворот вообще не по карте, но в итоге правильный. На 21-м км случился какой-то особенно яростный и длинный торчок по снегу, куда я заехал на нижней передаче, ломая кардан на каденсе 40, как будто от этого зависело что-то мегаважное.
Не могу сказать, что от большого ума, и хорошо, что давно не ношу пульсомер. На вершине слез с байка и стал жрать всё, что у меня есть в рюкзаке съедобного. Федя зашёл пешком. За перекусом обсудили разные виды сил трения – покоя, качения, скольжения. Я к этому добавил, что когда едется, это трение качения, а когда нет – трение хождения. После перекуса покатило значительно лучше. По большей части мы весь маршрут держались вместе, никто далеко не вылезал. Кстати, кроме снежно-запарных участков на технику и на силу, попадались и совершенно голые или ледяные грунтовки, и там шпарилось как летом, а то и быстрее. И спуски под 45 км/ч вполне себе и не раз. Ледяные лужи, в отличие от наших юго-западных, были поменьше размерами, попадались всегда без снегового покрытия и чаще всего держали.
На 31-м км выехали в поле (где на wikimapia “Холм 90 м”) и я решил срезать крюк тупо напрямик, потому что вначале показалось, что по полю легче, чем по дороге. Так и было, но не всегда... Феде на заблокированной (зачем-то) вилке стало не в кайф и его где-то можно понять. Пересекли шоссе и проехали в том же стиле вторую часть поля.
На 39-м км перекусили, я съел банан. Рассудив, что самое адовое кросс-кантри и самые грустные снежные тормоза позади, мы, похоже, всё успеваем (до заката 3.5 часа и 38 км до финиша). После недолгого ледяного грейдера повернули к реке Вьюн, куда не доехали в сентябре с Русланом. А там здоровенная гать. То ли банан дошёл по назначению, то ли что-то ещё, но гать понравилась, жаль, что так мало. Гнал до реки по-страшному, лишь затем, чтобы первым обнаружить, что моста-то нет. Мы немного походили кругами – открытая вода, река широкая, ничего на тот берег не перекинуто – хотели уже уехать, но тут Федя предложил проверить, нет ли тропинки вдоль реки. Тропинки нет, зато обнаружили останки смытого моста и вполне рабочий ледяной “мост”, короче, перешли по льду без проблем. На том берегу дорога быстро нашлась, а на дороге быстро нашёлся чей-то отвалившийся фаркоп.
Взяв эту хреновину в руки, я как-то сразу не захотел её никуда переть, а Федя захотел. Примотал стяжками к флягодержателю и в путь. Девайс весит 3.2 кг.
Поехали на север вдоль Вьюна. Перебрались через его приток, текущий в болото Неодолимое, кстати – до Неодолимого всего километра полтора. Дорога не представляла сложностей, ехалось вполне терпимо, и вскоре мы прибыли в место, где заблудились с Русланом. Урочище Дорвиновское. В сентябре мы двигались в обратном направлении и я тогда жёстко тупанул, забыв, что соединил на треке несвязанные куски дороги прямой линией, и не найдя их на местности и забурившись в кусты-болота, мы сдались (интересно, что бы мы делали на смытом мосту через Вьюн?). Ур. Дорвиновское представляет из себя поле, на котором, такое ощущение, танки и камазы играли в войнушку, и попутно их хреначили авиаударами с воздуха. Вся грязь мира, из которой оно состоит, сейчас замёрзла в камень, но рельеф никуда не делся. Ехать там удавалось лишь изредка и по недоразумению. К счастью, до дороги всего метров 150. Дорога в принципе тоже фронтовая, но чуть плавнее. Федя было поехал искать объезд поля по краю, но позже передумал. А мне снова довелось проехать по стрёмному пешеходному мосту через Вьюн (47-й км). Любителям адреналина рекомендуется (или сначала посмотрите видео).
Пообщались с очень настырной собакой, которая мотала круги вокруг нас минуты две, но съесть она нас явно не пыталась, просто развлекалась так. Дальше в принципе не случалось никаких приключений, разве что на 64-м км в 400 метрах от шоссе напоролись на противопожарную траншею вместо дороги и объехали её грунтовкой. Начало заметно темнеть, но ясно уже было, что успеваем. Последний (как мне думалось) грунтовый крюк через гору Каланчёвку заехал на довольно грязную лесовозку, где снег был содран до земли и стало неприятно. Но безобразие быстро закончилось. Пересекли шоссе, проскочили Снегирёвку какими-то полями и огородами. Снова обострился рельеф, что к 70-му километру почему-то радовало менее остро. Немного шоссе, в самом Сосново срезали кусок шоссе по грунту, а он тоже рельефный оказался. “Ты не все горки ещё собрал?” - спросил Федя.
На финишной прямой перед станцией я решил, что силы мне сегодня больше не понадобятся, и втопил под сорок.
Финишировали в 18:02, ровно 8 часов от старта. Свет не потребовался.
Что могу сказать? Снег оказался ровно таким и его было ровно столько, чтобы ехать на пределе и нигде не идти. Временами казалось слишком тяжело, но по факту выбрались и всё закончилось хорошо, в конце даже силы остались. Я, сам того не предполагая, случайно родил полностью проезжабельный маршрут (шли явно меньше километра).
Бродов попалось довольно мало и ничего из них не запомнилось, кроме Вьюна, про который рассказал.
Феде респект: полпути проехал с утяжелением.
78 км, средняя 11.87 (две предыдущие покатушки по 11.6. Зимняя константа?), максимальная 44.8.
Проложенный ТРЕКЗаписанный ТРЕКФОТКИ
ВИДЕО на ютуб-канале
ВИДЕО на яндексе (можно смотреть, можно скачать)